Министерство просвещения выложило на общественное обсуждение проект новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). По сути, это требования к обучению, которым должны следовать все школы страны — чему и когда учить детей, и что ученики должны знать и уметь на выходе.
— Прошлые стандарты принимались в 2009-2010 году, и в новой версии мы продолжаем линию наших предшественников, — рассказал замминистра просвещения Павел Зенькович. — Нам надо быть уверенными, что школы от Камчатки до Калининграда, от Мурманска до Северного Кавказа дают некое базовое ядро знаний, компетенций и умений. При этом ФГОСы в новой редакции сохраняют принципы вариативности для учета интересов и возможностей как самих учеников, так и школ.
Пока новые стандарты разработаны только для начальной и средней школы. Разбираемся, что изменилось.
Слишком большая нагрузка
Дети в школе и так перегружены! Только на уроки у них уходит 26 часов в неделю, и ещё почти 22 часа — на домашние задания. Новые стандарты эту проблему только усугубляют:
— Объем требований к ученику в новых ФГОС очень тревожит, и есть опасения, что на изучение всего того, что предусмотрено в проекте, попросту не хватит часов! — считает Любовь Духанина, зампред комитета Госдумы по образованию и науке. — Уже сегодня школы вынуждены сокращать вариативную часть программы вдвое, чтобы успеть пройти все обязательные темы.
И дело даже не только в количестве «дидактических единиц» — то есть, тем, которые предстоит освоить. Но и в том, что большую часть информации детям придется просто-напросто вызубрить.
— В новых стандартах разработчики постарались учесть наши замечания, но сделать это получилось не по всем предметам, — говорит Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета. — Наши эксперты посчитали, что только по истории ежегодно детям придётся выучивать наизусть 500–600 дат. А учителям литературы придется учить детей читать и понимать прочитанное на основе фиксированного списка произведений — тех, которые будут проверяться в ЕГЭ.
Чем плоха зубрежка и «педагогика памяти»? Да всем! Во-первых, дети учат «вширь», а не «вглубь». Во-вторых, пятерки ставят, по факту, не за знание предмета, а за хорошую память. Ну а в-третьих, такая учеба — просто скука смертная и способна убить интерес и мотивацию к учебе даже самого способного ребёнка.
ЕГЭ в начальной школе?
Другое нововведение касается проверочных работ и экзаменов. Если раньше школы самостоятельно проводили контрольные по итогам года, то сейчас эти проверки могут передать на федеральный уровень — как ЕГЭ и Всероссийские проверочные работы.
– В новой версии стандартов прописаны контрольные точки с конкретными результатами, которые должен достичь ученик к определённому времени, — рассказала директор Федерального центра педагогических измерений Оксана Решетникова. — Это поможет понять, как ребёнок освоил в конце каждого года изучаемые предметы, есть ли у него проблемы, как их можно решить. Эта точка контроля – шанс исправить то, что можно доработать ещё задолго до ОГЭ и ЕГЭ.
С другой стороны, новые стандарты отмечают, что такие проверки должны проводиться далеко не по всем предметам. Например, по литературе произведения для прочтения должны все-таки подбираться по возрасту и готовности самих учеников. А иначе список книжек на лето может обернуться чуть ли не детской травмой (как в случае с непристойным стихотворением Пушкина «Румяною зарею», которое почему-то из года в год включается в летние списки для второклассников).
Еще не введены, но уже устарели
В целом, эксперты отмечают, что ничего революционно нового в свежей версии ФГОС нет. К сожалению.
— Содержание, которое стандарт закладывает во многие учебные предметы, наполнено устаревшими понятиями, оно не соответствует современным научным представлениям, — считает Тарас Пащенко, директор Центра изучения школьных практик и образовательных программ XXI века Высшей школы экономики.
Это касается не всех предметов — например, математику в новом виде специалисты нашли более творческой и увлекательной, чем раньше. А вот в русском языке и литературе по-прежнему царит архаичность:
— В пособиях по русскому языку отсутствует современная литературная речь, а сами упражнения архаичны и однотипны, — уверен учитель русского языка и литературы Евгений Древаль, финалист конкурса «Учитель года-2012». — Нужны более масштабные реформы, как в методике преподавания, так и в учебниках!
Похоже, что многие из проблем, которыми грешили прежние стандарты, сохранились и в обновленной версии. Однако, Минпросвещения пообещало учесть не только экспертные мнения, но и общественные замечания. Познакомиться с проектом новых ФГОС и выразить свою точку зрения можно на портале «ПреОбразование».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Чем больше домашних заданий — тем меньше в них смысла
С начала учебного года не прошло и недели, а школьникам уже назадавали всего на месяц вперед. Причем, подключаться к домашнему заданию приходится и родителям — далеко не все дети справляются с домашкой самостоятельно. Зачем тогда вообще давать такую работу на дом, если делать её приходится взрослым? (подробности)